?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Окончание
Другие части:
Начало
Часть 2
Часть 3

Штативное оборудование


Мы вышли из дома. Кадр из фильма
А вот с этим сложнее.
Горы, как правило, дарят съёмочным группам великолепные, хотя, порою, и заезженные пейзажи, планы, неожиданные сцены. И портить шикарные кадры нестабильным поведением камеры весьма не хочется. Никому и никогда не хочется. Поэтому штативы, стендикамы, слайдеры и прочее должны быть весьма надёжными.
Но, с другой стороны, всё «мощное» оборудование имеет немалый вес. И вот тут уже лучше поискать компромисс.
Мы в этом году воспользовались максимально лёгким оборудованием, обеспечивавшим минимально допустимую стабильность. С точки зрения туристов наши штативы были великолепны! Компактные, из невесомых металлов, простые в обращении.
Но вот с точки зрения оператора… Некоторые сцены мы переснимали по 10 раз только из-за того, что не сумели надёжно зафиксировать штатив, либо из-за внезапно появившегося люфта.
Наш слайдер начал в самый неподходящий момент «бить». И нас спасло только то, что перед стартом в один из рюкзаков была закинута бутылочка с веретённым маслом – только тотальная смазка механизма погасила биение каретки, но всё равно это неприятное явление время от времени «вылезало».
Единственное из дешёвого оборудования, что нас не подвело, это монопод. Но там подводить, собственно говоря, нечему. Поэтому этот инвентарь можно брать по принципу «лёгкий, не складывается сам по себе, достаточной длины – берём!»
Кроме того, что действительно великолепно показало себя, так это X-Grip. Этот держатель, лёгкий, простой, позволил снять весьма динамичные сцены, причём не только с нижнего ракурса. Но наш «грип» был без стабилизации. Я сам, было дело, наловчился снимать с него так, что камера стабилизировала себя собственным весом. Но у оператора этот навык наработать мы не успели. Хотя тоже вышло неплохо. Зато на второй же день работы мы потеряли крепление под «горячий башмак», в которое устанавливали Zoom. За этой небольшой деталью нужен глаз да глаз! И с этим оказался связан ещё один неприятный момент. Так как 650-ка с установленным Zoom’ом в «грип» не влезает, а верхнее крепление было утеряно, на съёмку сцен, в которых мы с оператором только вдвоём работали, мы устройство не брали. А зря, если честно.
В общем, X-Grip весьма рекомендую, но за комплектом «ручки» надо следить в оба.

Упаковка и средства переноски


Сказать, что упаковка оборудования должна быть, как минимум, влагостойкой и ударопрочной – не сказать ничего. Расстаться с дорогой камерой в случае, если её переносчика собьёт с ног струя воды на броде, или если рюкзак неаккуратно «приложится» к камешку – дело пары секунд.
Мы, например, как было сказано выше, разделили запасы батарей, карт памяти, жёстких дисков. Каждый из комплектов поделили ещё на два, всё упаковали в герметичные упаковки. Для обёртывания HDD и ноутбука применили «пупырчатый» целлофан. Камеру (а снимали только на один аппарат) укладывали в ударозащитную влагостойкую сумку, имеющую несколько слоёв амортизации. Туда же помещали «дежурные» флешки, АКБ и комплект светофильтров. В отдельном кармане хранили, завёрнутым в целлофан, карандаш для чистки оптики. На дальних переходах сумка в камерой убиралась в верхнее отделение рюкзака, на коротких маршах её нёс непосредственно оператор.
Кстати, карандаш – незаменимая вещь! Внешний светофильтр Вашего объектива постоянно будет подвергаться «нападению» грязи, брызг, мошкары, паутинок и прочего, прочего, прочего!
Что же касается «дождевиков», то здесь особо ничего не могу сказать. Мы «подгадывали» наш поход под хорошую погоду и дождевики не стали покупать в целях экономии бюджета. При этом съёмка «внутри» капельного водопада на одном из горных ручьев прошла нормально. Несмотря на то, что на нашу 650-ку постоянно летели брызги воды, а то и вовсе лились тонкие струйки, аппарат вполне себе пережил «экзекуцию» и влага на его работоспособность никак не повлияла.

Маленькие хитрости


Ну и, в заключение, о небольших хитростях. Часть из них мы применили в самом походе, часть «отработали» «на земле», но в горах по разным причинам не использовали, хотя и собирались.
Первая хитрость относится к цветокоррекции.
Мы не приобретали насадки для установки баланса белого. Было решено балансировать по белому листу. Но затем появилась более интересная идея – сделать табличку с цветами: RGB + белый. Белая область используется для ББ, а цветная – для «доводки» цветов при обработке в видеоредакторе. Для этого картинку с табличкой желательно пускать одним из первых кинокадров каждой из сцен.
Почему одного баланса белого может оказаться недостаточно? Всё просто. В горных зарослях очень много тёмно-зелёной, уходящей оттенком в синеву, листвы. В реальных условиях окружающие краски кажутся естественными. Но при просмотре «сырья» даже на верно отбалансированных кадрах «полезет» «синька». Причём это будет не та «синька», которая вылезает в случае, если камера снимает так, как видит человеческий глаз, а это будет именно «отбалансированная» «синька». Как объяснить. Это естественный цвет растительности, а не тот цвет, который возникает из-за освещённости. То есть, балансировкой белого эта «синька» не убирается.
Из-за такого эффекта картинка на экране кажется «холодной», снятой с ошибками. А вот первый кадр с эталонными цветами позволит монтажёру «приподнять» зелёный канал и ослабить синий. В результате картинка «оживёт».
Вторая хитрость относится к снаряжению.
Ну то, что рюкзаки у всех должны быть «со спинкой» - даже не обсуждается. Но, кроме этого, неплохо взять с собою немного альпинистского оборудования. Оно позволит оператору подняться на всевозможные уступчики, скалы, карнизы для получения наилучших кадров.
Для не особо опасных бродов весьма рекомендуются альпенштоки. Их же можно использовать в качестве «экстренного монопода», упирая на них камеру, в ситуациях, когда надо «вот-вот-вот, быстро-быстро-быстро снять!» Правда, признаюсь, я сам в этом году вместо альпенштока использовал обычную палку.
Ещё один небольшой момент. Он, скорее, относится к любым съёмкам, но в походе особенно помогает.
Разыщите два тряпичных затягивающихся мешочка разных цветов. Такие часто идут в комплекте с наушниками, телефонами, GPS и прочим.
Мы использовали эти мешочки для хранения дежурных карт памяти. С собой брали серебристый и чёрный мешки. В серебристом держали чистые карты, в чёрном – с отснятым материалом. После переброски видео и аудио дорожек на жёсткие диски карты возвращали в серебристый.
Если это дополнено карманом для карт на сумке фотоаппарата, то удобнее вещи придумать невозможно!
Нет смысла вспоминать, где чистые карты, где заполненные. Нет нужны путаться, проверять наличие на картах записи, «лочить» их и т.д. Просто надо помнить, в какой упаковке пустые, а в какой «записанные» «флешки». Этот нехитрый ход колоссально экономит время и нервы.
Следите за тенью. В горах тень оператора может попасть в кадр самым неожиданным образом. Иногда оператор отбрасывает в кадр тень даже при съёмке объекта, подсвеченного контровым светом. Особенно если сзади оператора расположен кусок белой скалы или что-то подобное. В случае если подобная скала отражает слишком много света, а точку съёмки поменять нельзя, помогут простая большая ветка с зеленью, которой можно прикрыть естественный «отражатель», тряпки, ворох листьев...
Страхуйте оператора. Выделите прямо отдельного человека, который будет по мере необходимости ходить на страховке у вашего мага камеры. Споткнуться и разбить аппаратуру – проще простого. Организовать повторные съёмки – куда сложнее. Кроме того, этот человек сможет банально отогнать мошку, или вытереть оператору пот со лба, когда у снимающего человека заняты руки.
Ещё раз повторюсь, разделяйте аппаратуру, носители информации и вообще всё ценное между участниками похода. Это существенно снизит шансы потерять всё и разом.
Делайте по 2-3 копии отснятого на разные носители. И пусть эти носители хранятся у разных людей. Если нет возможности использовать для этого специализированные устройства, то купите 2-3 «харда» для ноутбуков, переходник USB-SATA (или ATA) и возьмите с собою лёгкий нетбук.
HDD именно для ноутбуков рекомендуется брать потому, то питания по USB для стандартного харда может оказаться недостаточно. Не беда, что ваши носители будут на 5400 оборотов в минуту- зато они будут работоспособны. Если же речь зайдёт об SSD-носителях, то, конечно, это вообще идеальный вариант. Но я бы одному SSD-харду предпочёл бы 3 внешних в защитных боксах.
На нетбук установите новую батарею ёмкостью от 1500 мАч и отключите из загрузки всё, что не понадобится непосредственно для копирования файлов и просмотра видео: антивирусы, WiFi и прочие беспроводные интерфейсы, разные «примочки», лишние драйверы, скайпы и прочее – оно всё равно вам в горах не понадобится.
При копировании файлов отключайте у нетбука звук и понижайте яркость экрана до минимальных значений. Если есть соответствующая настройка, активируйте авторегулировку вращения кулеров. А из возможных режимов работы выберите самый экономичный. Если есть возможность работать с компьютером на сквозняке – делайте это, что бы максимально понизить скорость вращения вентиляторов.
По опыту могу сказать, что машинка типа Lenovo S110 при такой эксплуатации со свежим АКБ ёмкостью 1500 мАч может проработать около месяца. Хотя иметь с собою запасную батарею всё же весьма желательно.
Ещё один момент. Несмотря на то, что аппаратура герметично упакована, перед бродами АКБ лучше из неё извлекать. Если что-то пойдёт не так, шансов высушить и спасти аппаратуру, просто наглотавшуюся воды, гораздо больше, чем шансов спасти аппаратуру наглотавшуюся воды и словившую короткое замыкание между самыми неожиданными шинами.
Держите под рукою дежурную камеру. Это не обязательно должна быть ваша DSLR – хотя бы недорогая компактная FullHD «любительская» «мыльница» - главное, что бы кто-то всё время имел возможность вскинуть объектив и снять промелькнувшее мгновение – однозначно, во время похода удастся «выхватить» что-то такое, чем будет повод гордиться.
Вот, в принципе, и всё основное, чем мы можем поделиться с вами по опыту нашего похода. Остальные советы, наверно, уже больше относятся к сфере туризма, нежели к видеосъёмке.
Надеемся, хоть что-то из описанного оказалось вам, дорогие читатели, полезным.
Ну а я возвращаюсь к монтажу первого фильма из нашего сериала «Мы вышли из дома».
Приятных вам съёмок и интересных кадров!
Конец
Предыдущая часть
Проект "Мы вышли из дома" ищет продюсера. Подробности - в личку.