?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение (Часть 3)
Другие части:
Начало
Часть 2
Окончание

Питание


Кадр из фильма. Кристалл пирита
Ну а теперь – о питании. Не о том, которое будете кушать Вы, а о том, которое будет «кушать» Ваша камера.
Исходите из того, что на Canon EOS 650D полностью заряженного АКБ на 1100 мАч хватает примерно на 16 гигабайт видео. Это «средняя температура по больнице» - конкретные цифры зависят от многих факторов:
- условий съёмки;
- типа объектива и прожорливости его автоматики;
- необходимости подачи усиления на матрицу;
- степени задействования автоматики;
- влажности и температуры воздуха;
- перерывов между дублями;
- «усталости» батарей;
- и многого другого.
Иногда АКБ могло хватить на несколько непрерывных часов работы, а иногда аккумулятор «высыхал» в течение десятка минут. Но общая прикидка, приведённая выше, в целом, оказалась верна.
Что же касается батарейного блока, то с ним дела обстоят сложнее.
Перед поездкой мы задействовали 6 батарей Duracell Turbo и провели нагрузочный тест. Во время съёмок в одном из московских парков, рукоятка «прокормила» нашу камеру примерно 4 часа. При этом мы не только снимали, но пересматривали материал, удаляли файлы и несколько раз форматировли карту памяти.
После столь удачного испытания было решено закупить в виде оптовой поставки несколько пачек вышеназванных элементов питания и задействовать, по мере возможности, именно их.
Хорошо, сложилось так, что прямо перед отъездом в руки нашей группы попало несколько дополнительных аккумуляторов! Плюс, 2 вполне «свежих» элемента LP-6E отдал «в довесок», продавший нам батарейный блок.
А случилось у нас следующее. Закупленные батареи не были проверены. В первый раз они попали в гнёзда блока уже на месте съёмок. Но аппарат сразу же заявил, что мощности элементов питания для его работы недостаточно!
Ну что сказать? Это был удар…
Решили снимать тем, что есть и до того момента, пока хватит заряда АКБ.
Элементов LP-6E, имевшихся у нас, хватило на 3 дня съёмок. Дальше встал вопрос – сворачивать экспедицию, или пытаться выкрутиться.
Решено было выкручиваться, и в ход пошла батарея от GPS-приёмника. Она было злостно раскурочена и из неё были извлечены элементы, по форм-фактору близкие к АА.
Вставляя по одному такому элементу вперемешку с подведшими нас батарейками, мы добились работы камеры. Более того, такой комбинации стало хватать примерно на 1,5-2,5 часа съёмок. Плюс, после некоторого «отдыха» батареи могли проработать ещё порядка 20-40 минут. Таким образом, благодаря «мозговому штурму», потери работоспособности GPS и ценой его аккумулятора, мы смогли «доработать» материал.
Вывод отсюда следующий. Тестируйте элементы питания «на земле». Ну и, в любом случае, надёжнее АКБ ничего нету. Лучше потратиться на их покупку, чем в самый неподходящий момент оказаться у «разбитого корыта». Да, и обязательно разделяйте запас АКБ, как и запас носителей информации, между разными участниками похода. Утопить, разбить, потерять их в условиях гор можно – только в путь! Ну и не забывайте, что весьма легко попасть в зону повышенной влажности, когда саморазряд элементов питания усиливается катастрофически!

Звук


Звук снимали устройством Zoom H1. Для облегчения синхронизации и в случаях, когда «Зум» использовать по каким-либо причинам было сложно, применяли встроенный микрофон самой камеры.
«Зум» планировали дополнить микрофоном – «петличкой». Но, к сожалению, этот микрофон оказался утраченным в самый первый день экспедиции. Поэтому пришлось выкручиваться. Где возможно, писали звук со штанги, либо устанавливали рекордер на самой камере. Где обстоятельства не позволяли, либо пересматривали сцены, либо прятали «Зум» в кустах, за камнями и в различных укромных уголках.
По опыту можно сказать следующее. «Петличка» рекомендуется. Рекомендуется настоятельно. Хотя бы моно.
Если Вам придётся двигаться по руслам рек и ручьёв, то какая-либо звукозапись на ходу без применения небольшого микрофончика становится практически невозможной.
Конечно, до определённого уровня требований можно взять станцию звукозаписи в руки и говорить текст в неё напрямую, но представьте, как это будет выглядеть в кадре!
Во-вторых, Zoom H1 требует ветрозащиты.
Его стереофонические микрофоны крайне чувствительны. Имея довольно узкую направленность, «Зум» позволяет снимать звук на очень больших расстояниях. Но при этом любое касание корпуса, любой порыв ветра способны «внести коррективы» в пишущуюся дорожку.
Ветрозащиту лучше использовать шерстяную. Поролон не справляется.
Но шерстяную защиту на H1 в продаже найти не удалось. Тогда была куплена защита для другого типа микрофона и адаптирована под наше устройство. Получилось весьма достойно. Я даже в шутку предложил открыть производство.
При использовании Zoom первой модели важно помнить об одном требовании – необходимо обеспечить отсутствие каких-либо прикосновений к устройству в процессе работы.
Настройки выставлены, микрофоны направлены, проверен приём, нажата кнопка записи – всё, к корпусу не притрагиваемся! Иначе есть шанс получить «дополнительную нагрузку» в виде необходимости чистить аудиоканал от скрипа пластика корпуса.
Так же весьма желательно использовать не просто крепление под «горячий башмак», а адаптированное крепление с амортизацией – дабы шумы от работы камеры не передавались пишущему устройству.
В остальном могу сказать, что Zoom H1 оказался удобной, надёжной и неприхотливой студией. Не прожорливый – я даже не знаю, на сколько хватает его батареи – не помню, когда заменял. Чувствительный. Лёгкий и компактный. Ну а технические характеристики, думаю, читатели без труда найдут на просторах интернета.
Что касается встроенного микрофона, то тут сложнее.
Качество записи при помощи встроенного стереомикрофона Canon EOS 650D, в принципе, неплохое. Но это не видеокамера. Зуммирования звука, естественно, от него не ждите, каких-то выдающихся характеристик – тоже. Для существенного облегчения работы можно приобрести всё ту же «петличку» с радиомодулем, но идеала добиться не получится. Плюс, все бюджетные «петлички» снимают моно сигнал. Но, если честно, для облегчения синхронизации, а при использовании внешних микрофонов, и для получения достаточного по качеству для документального экшн-фильма звука, аудиомодуля 650-ки вполне хватает.
В горах при работе со звуком следует учитывать некоторые особенности.
Во-первых, это постоянный и достаточно мощный шумовой фон. Во-вторых, это эхо. Оно может возникнуть там, где его не ожидаешь. Ну и много ветреных зон тоже не облегчают работу звукооператора.
Как бороться с этим?
Почти так же, как бороться и с трудностями съёмки видео – больше мы ничего не придумали: использование направленных микрофонов, шумоизоляция и ветрозащита. Иногда даже можно с подветренной стороны закрывать микрофон каким-либо предметом-экраном: дощечкой, сложенным спальником, курткой. Ну а иногда возможна только банальная замена ведущего в кадре закадровым голосом. Больше никак. При сильном ветре ни «петличка», ни экраны не помогут получить чистый голос.
Зато условия горного похода дают великолепную возможность пополнить библиотеку звуков незабываемыми песнями природы. Мы записали множество голосов птиц, шум водопадов, шелест листвы, крики животных, стрёкот букашек, звон ручьёв. Всё это рано или поздно пригодится при монтаже.
Кроме того, дабы сохранить естественный звуковой фон, часть «закадровки» я надиктовал прямо в походе – недалеко от мест, кадры с которыми планирую озвучить.

Свет


Со светом в нашем случае было сложнее. Когда приходится многие километры тащить на себе всё, что нужно для жизни и съёмок, каждый грамм на счету. Поэтому на свете мы решили «сэкономить» - брали только отражатели.
Отражатели – добро. Но применить их без дополнительных источников можно далеко не всегда. Даже в ясный день нередки условия, при которых банально нечего переотразить на предмет съёмки. Тёмные ущелья, густые чащи – всё это отгораживает светотехника от солнечных лучей. Поэтому, увы, как бы ни были тяжелы осветительные приборы и запасы батарей для них, брать с собою «свет» рекомендуется. Настоятельно рекомендуется.
Можно, в принципе, заменить специализированные софиты туристическими фонарями – благо, их с собою просто приходится брать. Но тут всплывает один минус – у фонарей очень большой разброс по спектру. И их лучи, даже будучи отражёнными рефлекторами разных оттенков, всё равно не приближаются по характеристикам к солнечному свету, которого ожидает зритель.
Поэтому, если хотите снизить интенсивность плясок над «сырьём» на постпродакшне, захватите с собою в поход специально обученного человека, который понесёт свет и элементы питания. А если бюджет позволит приобрести и навьючить на него солнечную батарею для подзарядки АКБ, то будет вообще замечательно – летом в руслах горных рек и на лесных полянах солнечного света для её работы более чем достаточно.
Продолжение
Предыдущая часть
Проект "Мы вышли из дома" ищет продюсера. Подробности - в личку.

Comments