Елена (bondarovna) wrote in ru_moviemaker,
Елена
bondarovna
ru_moviemaker

Новая схема мошенничества в кинопроизводстве

Новая схема мошенничества в кинопроизводстве

Дыры и парадоксы авторского права в России

«Вчерашняя» выпускница Санкт-Петербургского Государственного Университета Кино и Телевидения, режиссер-дебютант из Латвии разработала оригинальную схему мошенничества в кинопроизводстве. Такого еще не делал никто, поэтому люди и организации, оказавшиеся в круге событий, испытывают чувство растерянности. Видимо, на это – на новизну и цинизм – и рассчитывал мошенник.

Существует расхожее мнение, что кинопродюсер - это человек, живущий исключительно за счет ущемления прав остальных участников кинопроизводства: режиссеров, сценаристов, актеров и других. Закон – он же Гражданский Кодекс, регламентирующий авторское право в России, - всегда на стороне продюсера, и против – режиссера, автора сценария и т.д.

Краткий экскурс в Закон. По Закону авторами аудиовизуального произведения (фильма) являются трое: автор сценария, режиссер, композитор (если он писал музыку для фильма). Если композитора нет, то авторами остаются двое – автор сценария и режиссер. Остальные участники создания фильма – актеры, оператор, художник и т.д. – обладатели не авторских, а смежных прав, так называемые «смежники».

Если ты – режиссер, то, значит, являешься одним из трех (или двух) авторов фильма. Как режиссер – ты передаешь свои права продюсеру фильма, который обеспечивает организацию производства. Продюсер и является, в конечном счете, владельцем фильма, которому все вышеуказанные участники создания фильма передают в соответствии с законом права на использования фильма. Первым передает свои права продюсеру обычно автор сценария, т.к. фильм, как правило, запускается в производство либо на стадии создания сценария, либо когда сценарий уже является завершенным.

Казалось бы, нет никаких лазеек, чтобы мошеннику-режиссеру (если он не является изначально автором сценария или продюсером и владельцем прав на фильм) присвоить фильм, т.е. объявить его своей собственностью и начать использовать (т.е. продавать), извлекая прибыль исключительно для себя.

Однако лазейка есть. Дождавшись завершения производства фильма, надо объявить себя… автором сценария и продюсером фильма. С этой целью надо всего лишь в тайне перемонтировать титры уже существующего фильма, введя в них соответствующие изменения, а затем дать фильму… другое название. И все!

После таких манипуляций, все договора настоящего продюсера с участниками создания фильма (с тем же режиссером-мошенником, например) – становятся уже вроде как не имеющими никакого отношения к «новому фильму». Да и сам продюсер, он же владелец прав на фильм, - тоже, получается, теперь к «новому фильму» не имеет никакого отношения. Название-то у фильмов – разные. Значит, и фильмы – разные, и с разными авторами сценария. Настоящего автора сценария можно в расчет не брать, т.к. в РФ доказать авторство если не невозможно, то весьма проблематично. Остается «видимый на экране» визуальный ряд фильма (в данном случае - фильмов). Визуальный ряд обоих фильмов идентичен, т.к., и мы это помним, оба фильма - это один и тот же фильм. И тут надо найти «хорошего адвоката-проходимца», который, после проведения всех вышеуказанных мошеннических манипуляций, поможет режиссеру-мошеннику расторгнуть заключенный ранее договор с настоящим продюсером. Сначала, например, доказывая, что настоящий автор сценария – это автор не сценария, а… «идеи» (т.е. в соответствии с законом, не автор вовсе, и вообще не понятно кто), а также, что продюсер или обманом заставил режиссера подписать договор, или… приставив режиссеру к горлу нож. Это кажется смешным или невероятным? Но именно после этого настоящий продюсер может «лишиться» не только настоящего сценария на фильм, но также и своего - законного – фильма с его «визуальным рядом», т.е. даже того фильма, в котором титры и название не были мошенником изменены. Режиссер-мошенник же, он теперь в титрах «нового» фильма «автор сценария, продюсер и владелец прав на фильм», получает на блюдечке единственно-существующий и уже - «собственный» - фильм.

В идеале новому лже-продюсеру надо за хорошую мзду заключить на первых порах один-два договора с кем-нибудь из нечистоплотных «смежников». Они подтвердят как лжесвидетели, что именно режиссер-мошенник и был автором сценария. И все – настоящий продюсер, он же законный владелец прав на фильм, а также настоящий автор сценария, ставший по воле мошенника «автором идеи», т.е. отныне автором не являющийся, теперь «кинуты» окончательно. Или почти окончательно.

Также мошеннику стоит зарегистрировать присвоенный фильм в Министерстве Культуры РФ и получить на фильм прокатное удостоверение, которое дает мошеннику право на законных условиях осуществлять коммерческое использование фильма на территории России. Для подобной регистрации в Министерство культуры необходимо предоставить договора только с… авторами фильма (!), а не со «смежниками». Но, как мы помним, «автором сценария, режиссером, продюсером и владельцем прав на фильм» является режиссер-мошенник. Который без труда и получает требуемое ему прокатное удостоверение.

Теперь мошеннику можно торговать фильмом в России и по всему миру, как личной собственность. Все остальные участники создания фильма автоматически «кинуты» еще раньше. Никто из них не пойдет в суд: ни актер, ни художник, никто другой, т.к. они «всего лишь «смежники»». Даже жалобы продюсера и автора сценария могут долго пылиться на полках из-за волокиты компетентных органов, что уж говорить о жалобах «смежников».

Главное, что важно не забыть режиссеру-мошеннику - это умышленно подготовить фильм, который планируется присвоить, таким образом, чтобы его продолжительность была хотя бы минут на 5-10 больше (или меньше), чем продолжительность фильма, изначально указанная в договоре о передачи прав, заключенным между продюсером и режиссером-мошенником еще на стадии производства фильма. Затем под любым предлогом отказаться от подписания с продюсером акта сдачи-приемки фильма. Этим способом настоящему продюсеру дополнительно утирают нос. Акта сдачи-приемки нет, в договоре одна продолжительность фильма, а на самом деле – продолжительность фильма иная. И вышеуказанный договор, имеющийся в распоряжении продюсера, объявляется, при помощи «хорошего адвоката-проходимца», договором, не имеющим отношения к подготовленному режиссером-мошенником фильму.

И под конец – «изюминка» в мошеннической схеме, т.к. возникает закономерный вопрос об участии в расследовании компетентных органов. «Изюминкой» здесь является гражданство мошенника (поэтому гражданам России эта мошенническая схема может не подойти). Если мошенник не является гражданином Российской Федерации и не имеет регистрации на территории РФ, то таким образом можно попытаться «развалить» любое расследование, проводимое в компетентных органах России, продолжая при этом безбоязненно торговать «ворованным» фильмом.

Эта новая схема мошенничества в кинопроизводстве придумана и применяется на практике латышским режиссером-дебютантом Кристиной Кевиш с российским фильмом «Остров» (не путать с фильмом «Остров» П. Лунгина), который она использует под названием «Островитяне» с конца 2008 года. Юридически деяния Кристины Кевиш классифицируются как присвоение авторства и прав на фильм, статья 146 УК РФ. С января 2009 года ОБЭП и Прокуратура Петроградского района Санкт-Петербурга проводят проверку.

Фильм «Остров» снимался в Санкт-Петербурге в рамках детского благотворительного кинопроекта «Открытые Острова». Автор сценария фильма «Остров», продюсер фильма Игорь Кораблев. Он же художественный руководитель кинопроекта «Открытые Острова».
В сентябре 2008 года, через 2 года после завершения съемок, дебютант-режиссёр фильма Кристина Кевиш, гражданка Латвии, и не имевшая никакого отношения к производству фильма ЗАО «Студия Век» (Санкт-Петербург, генеральный директор Ирина Анохина, член Союза Кинематографистов РФ), произвели «перемонтаж» титров фильма «Остров». Изменив название фильма на «Островитяне», удалили из титров фильма автора сценария, продюсера, законного владельца прав на фильм Игоря Кораблева. В качестве «нового» автора сценария, продюсера, законного владельца прав на фильм в титрах введена Кристина Кевиш. В январе 2009 года на фильм «Островитяне» получено в Министерстве культуры прокатное удостоверение. Фильм «Островитяне» демонстрируется на российских и зарубежных кинофестивалях, тиражируется на дисках DVD с официальным логотипом ЗАО «Студия Век».
Пострадавшими от мошеннического присвоения и использования фильма также являются не только взрослые - обладатели смежных прав, но и актеры - дети-сироты, подопечные детских домов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которых Кристина Кевиш и ЗАО «Студия Век» таким образом умышленно лишили долевого участия в прибыли в размере 30%.


К слову, в Латвии, как и в Европе в целом, за более мелкие преступления в «авторском поле» несут жестокие наказания. Европейский Закон, если позволительно объединить страны Европы в одной «авторской корзине», обширно классифицирует преступления, связанные с присвоением авторства и чужих прав. В законе этих стран, в том числе Латвии, откуда родом Кристина Кевиш и гражданкой которой она является, существует даже такое неведомое в России уголовное преступление как «принуждение к соавторству». До 3 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Не говоря о полном «присвоении авторства и прав на фильм». В этом случае срок тюремного заключения увеличивается до 5 лет. В России такой подробной классификации не существует. Как и не существует практики применения наказания за подобные преступления. Поэтому мошенникам от киноиндустрии можно с легкостью и безбоязненно пролезать сквозь дыры в авторском и уголовном законодательствах РФ.

И - «изюминка», способная, как было указано выше, «разваливать» до бесконечности провидимое с целью возбуждения уголовного дела расследование. «В настоящее время установить местонахождение и опросить Кевиш К.А. не представляется возможным, т.к. регистрации на территории РФ Кевиш К. А. не имеет» (ОБЭП УВД по Петроградскому району Санкт-Петербурга).

Мошеннику-иностранцу, чтобы не быть «пойманным и опрошенным», достаточно просто… не быть гражданином России.
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments