котт (ttokov) wrote in ru_moviemaker,
котт
ttokov
ru_moviemaker

Быть или не быть....


 В продолжении разговора о работе с актером....
Чтобы понять чем отличаются разные актерские "школы" можно  рассмотреть  знаменитый монолог Гамлета  "быть или не  быть?" в исполнении разных актеров с точки зрения существования в образе Гамлета....

  1.Сэр Лоуренс Оливье  -  режиссер и исполнитель главной роли...1948 год
Премия Британской киноакадемии – лучший фильм года.
2 премии "Золотой глобус" - лучший зарубежный фильм, актер.
Премия Нью-йоркских критиков – лучший актер года.
2 премии Венецианского МКФ – "Золотой Лев" за лучший фильм года и лучшей актрисе Джин Симмонс   
    "Быть или не быть"  это в данном случае решено прямолинейно - убить себя или не убить.Гамлет  даже достает небольшой кинжал и примеривает его к сердцу.  Причем,   этот монолог рождается в ГОЛОВЕ  у Гамлета. Тупой прием - долгий наезд на макушку героя,где волосы микшируются  с неспокойными волнами моря,бьющимися о скалы.  И герой ПРОИЗНОСИТ ВСЛУХ  внутренний(ВНУТРЕННИЙ!!!!)  монолог героя. За исключением момента  про "уснуть,забыться"... Оливье закрывает глаза ( типа,заснул)  и опять долгий наезд на крупный лоб Гамлета ,  причем лоб его весь мокрый от пота... Мозги кипят... Он вспотел от  думания...Чисто внешний прием.  Оливье обращается с этим монологом к  себе, а не к зрителям. Принцип "четвертой стены". Это скорее "театр представления" ,где внешнее (мокрый лоб)   рождает внутреннее.
Западная  актерская школа  - театр представления.  Это когда внешнее помогает "завести" внутренний эмоциональный мир актера.  Очень много сделал для этого Михаил Чехов,эмигрировавший в Америку и создавший там школу, смесь системы Станиславского с системой "Мейерхольда" и его биомеханикой..  Главное в этой системе -  внешнее приспособлением, названное Чеховым   " психологический жест".  Для примера,  надо   закрыть лицо ладонями ,начать мелко  "дрожать" губами и немного шевелить плечами. И ,возможно, у вас появиться что-то похожее на слезу. Что-то навернется...Ну,по крайнем мере со стороны будет казаться, что  вы плачете. Хороший тренированный актер точно заревет. И будет делать это искренне. Но когда режиссер скажет "стоп" - этот актер быстро утрет слезы и пойдет есть свой хот-дог.  
Марлон Брандо ,когда снимался в "Апокалипсисе сегодня" у Копполы никак не мог сыграть внутреннюю боль. Он был абсолютно расконцентрирован.  После двадцатого неудачного дубля  Марлон Брандо попросил тазик с ледяной водой. Потом крикнул - снимайте! И погрузил ноги в воду.  Глаза его наполнились слезами и болью. Кадр был снят.  От внешнего  к внутреннему.

2. А вот  "Быть или не быть" в исполнении  Смоктуновского в фильме Козинцева 1964 года.
  • 1964 год — лучший отечественный фильм, Смоктуновский лучший актёр года по опросу журнала «Советский экран»
  • 1964 год — Специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля — Григорий Козинцев.
  • 1964 год — Номинация на приз Золотой Лев Венецианского кинофестиваля — Григорий Козинцев.
  • 1965 год — Ленинская премия Козинцеву и Смоктуновскому
  • 1966 год — премия национального совета киноцензуры «Серебрянная лама» на международном кинофестивале в Лиме.
  • 1966 год — премия «Фемина» (Бельгия)
Классический пример  русской психологической актерской школы. Театр переживания. Внутренняя эмоция рождает внешнее действие. Монолог начинается с общего плана героя на фоне волн. Гамлет резко поворачивает голову в сторону  зрителя и долго смотрит на него.  Через экран.  ВНУТРЕННИЙ монолог ПОЛНОСТЬЮ внутренний.  ПО-честному. НИ одного слова вслух. Все в голове. Все в себе. Для западного зрителя это смело и даже гениально. Потому что это нагло. Часть монолога вообще на спине героя на среднем плане. Никаких кинжалов. Никаких резких жестов.   Смоктуновский  "проборматывает "  монолог - мы видим( слышим) ,как текст рождается у нас на глазах. Коряво и по правде  жизни.  Без пафоса.  Скупость внешнего существования создает богатсво внутреннего мира.У нас ,в России, актер доводит себя до слез  внутренними терзаниями, чаще всего воспоминаниями об обиде или унижении, а не внешними раздражителями. Станиславский говорил про это - "эмоциональная память"  Одну актрису,которая наконец заревела у меня в кадре,после команды "стоп"  , еще два часа успокаивали всей группой...

3. ГАМЛЕТ   Дзефирелли.  1990 год.
Номинирован на Оскар в категориях:
1 - Лучшая работа художника
Данте Ферретти /Dante Ferretti/
2 - Лучший дизайн костюмов
Маурицио Милленотти /Maurizio Millenotti/

       Мне кажется,что Мэл Гибсон -   самый лучший Гамлет,который был в кино.  В отличие от его предшественников и тех,кто после него играл Гамлета,Мэл Гибсон  - не классический, тонкочувствующий  ,с больным воображением неврастеник,которым обычно изображают принца Датского, а сильный и МУЖЕСТВЕННЫЙ человек. И тогда это страшнее  - сильный уверенный в себе человек,который вдруг становится слабым и плачет.  Мне кажется,что это правильно - учитывая,что место действия это  Дания - северная страна. Внутренний монолог здесь произносится вслух,но он решен не как МОНОЛОГ,а как ДИАЛОГ.  Диалог между Гамлетом и могилами его предков ,могилой его отца. Вся сцена решена в семейном королевском  склепе. Гамлет мечется между надгробий.  И я понимаю о ЧЕМ он говорит.  Тут нет  противопоставления   школы представлении и школы переживания. Это гармоничное сочетание. Это то,что Станиславский называл "игра нутром" при наличии ремесленных навыков. Мэл Гибсон,здесь,кстати,чем-то похож на Высоцкого....

4. ГАМЛЕТ 1996 год. Режиссер и исполнитель гл. роли Кеннет Брана.
Четыре номинации на Оскар .
     Сцена  решена тоже не через монолог,а через диалог с зеркалом,с собственным отражением. И тут тоже Гамлет достает тонкий кинжал и грозит своему отражению. Он знает,что за зеркалом, с обратной ,стороны спрятались Полоний и Клавдий и что они смотрят на него... и видят его. Когда сцена решена через слишком конкретное внешнее действие( он грозит,предупреждает врагов,что он их видит и он их убьет),то пропадает философская и психологическая составляющая Гамлета.В результате получается бытовая ,немного театральная история. А Гамлет - мелкий  и циничный мерзавец. В общем - попса.  Проблема  Кеннета  Браны как актера здесь в том ,что он  "представляет переживание".  По простому - плюсует. Переигрывает. Хочется немного закрыть глаза - потому-что фальшиво. Видно,что он не играет Гамлета ,а играет в  Гамлета. Любой актер,играющий Гамлета, должен обладать харизмой - иначе пшик. Недаром  за "Дикий,дикий вест" он получил " Золотую малину" за худшую роль.  Разницы между Гамлетом, Доктором  Арлисс Лавлесс  или профессором  Локонсом из ГАРРИ ПОТТЕРА  никакой.

5. ГАМЛЕТ 2000 год. Режиссер М. Алмерейд. В роли Гамлета Итан Хоук. Бывший муж Умы Турман.
             Это вообще постмодерновый  Гамлет . Монолог "быть или не быть"  - герой произносит  в магазине среди видеоигр,телевизоров    и  видеокассет.  Сначала текст звучит как закадровый голос - потом постепенно переходит в нормальный голос - вслух. Это вариант   Сергея Бодрова (младшего)   в роли Гамлета.  Внутренняя харизма , убедительное органичное существование без большой  эмоциональной амплитуды.  Это не хорошо и не плохо. Это просто современный Гамлет такой. Нигилизм в сочетании с инфантилизмом. Здесь принцип существания такой -  ничего не играть. В принципе - это то,что проповедовали в Современнике. КАК в ЖИЗНИ. Есть простой человек (актер) и я ничего не играю - играют обстоятельства вокруг меня. Шультес ,например. ЛЮбой может быть Гамлетом. Иногда такое квазидокументальное существование невозможно сыграть профессиональному актеру,который забит собственными штампами и приспособлениями.
,Для примера -  главные награды  Итана Хоука  - это...
TV Movie Award-1995
(номинация)

лучший поцелуй ("Перед рассветом"; с Жюли Дельпи)
МTV Movie Award-1994
(номинация)
лучший поцелуй
("Реальность кусается"; с Уайноной Райдер)
Два года подряд.

6. А  это что-то из театра КАБУКИ. Когда мы видим маску и слышим голос,но при этом эта маска (в данном случае маска кролика) называется Гамлетом. Это вариант ,когда актер не важен - важна маска.
БОНУС.НЕМОЙ ГАМЛЕТ .  Высшиая ступень  школы представления. Психологический жест заменяет собой голос актера.
Те же скалы - те же волны....

 
Tags: теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments